Советы учителя-логопеда
Учитель-логопед Сухарникова Марина Юрьевна
- Образование -высшее педагогическое.
- Квалификация: «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии».
- Общий стаж -27 лет. Стаж педагогической работы- 19 лет. В должности учителя-логопеда — с 2013г.
- Повышение квалификации в ЧРИО в 2012 году, 108 часов, тема: «Коррекция речевой недостаточности детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов)», в 2015году, 18часов, тема: «Профессиональная деятельность специалистов сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС».
- Награждена Почетной грамотой управления образования администрации города Чебоксары, 2012 г.
график работы:
понедельник |
с 8.00 до 12.00 |
вторник |
с 8.00 до 12.00 |
среда |
с 8.00 до 12.00 |
четверг |
с 14.00 до 18.00 |
пятница |
с 8.00 до 12.00 |
тел. 8905-342-26-04 (звонить исключительно в рабочее время)
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно:
Заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи, и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку,как полоскать рот.
Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.
Не забывайте развивать и мелкую моторику –то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.
Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки,засучивает рукава.Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В этом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус.
Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
- СЛОВАРЬ детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
- В ФОНЕТИКЕ характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
- В области СЛОВООБРАЗОВАНИЯ затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
- Преобладающими в ГРАММАТИКЕ являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.
- Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
- Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается до 3 лет и более.
В связи с этим НЕОБХОДИМА ПОСТОЯННАЯ РАБОТА по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.
Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший ЛОГОПЕД, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное – научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлычет, — киска, а это пасется на лугу — корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик», «Что он делает?» — «Мальчик играет»; «Что это?» — «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например — «Что Таня достает из волшебного сундучка?» — «Куклу, кубики, бусы». — «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» — «На вертолетах — на вертолете; на машинах — на машине». — «Чего нет у Тани?» — «Автобуса, лодок» и др.
Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка — удочка, бочка — почка, бабочка — папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.
Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога — гора»).
Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.
ВНИМАНИЕ, родители!
Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Самые распространённые ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению.
В основе обучения чтению – не буква, а звук.
Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах, на протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т. е. так, как звучит звук. Возьмем, к примеру, звук [М]. Мы произносим отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.
Вторая грубая ошибка заключается в обучении по-буквенному чтению.
Ребенок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читаем сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.Правильное чтение – это чтение по слогам (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. Одновременно ребенок переводит пальчик (указку) с буквы на букву. Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога! И еще, Уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда учите ребенка читать.
Звуки мы слышим и произносим.Буквы мы видим и пишем.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Верьте в силы ребенка!
- Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
- Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
- Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
- Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
- При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке.
- Похвалите ребенка за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные звуки, слова.
- Тетрадь для логопедических занятий содержите в чистоте и порядке. Пишите задание на левой стороне тетради, на правой ребенок выполняет задание.
- В понедельник обязательно приносите тетрадь с выполненным заданием!
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Радуйтесь вашим сыну и дочке
- Не перебивайте ребенка
- Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном
- Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов
- Слушайте ребенка внимательно, не перебивая
- Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен
- Установите четкие и определенные требования к ребенку Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя”
- В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними
- Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание
- Будьте терпеливы
- Не оскорбляйте ребенка
- Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное
- Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы
- Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств
- Чаще хвалите ребенка
- Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений
- Поощряйте игры с другими детьми
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)
- Используйте развивающие игры и игрушки
- Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай”
- Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.)
- Не требуйте слишком многого — пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности
- Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду
- Не критикуйте ребенка
- Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать
- Не запрещайте общаться с другими детьми
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА.
- Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры:
- Услышишь звук – хлопни в ладоши.
- Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
- Внимательный слушатель.
- Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
- Найди нужное слово.
- По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
- Зоркий глаз.
- Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
- Сложи звук.
- Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
- Скажи наоборот.
- Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
- Какой одинаковый звук есть во всех словах?
- Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подумай, не торопись.
- Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- — Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- — Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- — Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний — а.
- — Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.
- Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
- Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если у ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
В том случае, когда родители понимают, насколько важно для ребенка развитие фонематического слуха, и занимаются с ним с детства, к пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на практике это не всегда так. Довольно часто дети путают похожие звуки — твердые и мягкие, глухие и звонкие, шипящие и свистящие (к примеру, Ж и Ш, Ш и С, С и Ц и пр.).
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
Наша речь состоит из предложений.
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из звуков.
Звук — это то, что мы слышим и произносим.
Буква — это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Выполнение коррекционно-логопедических домашних заданий в семье